Страница о ДУХОВНОМ

Эта страница предназначена для христиан, которые не ограничиваются соблюдением  и исполнением  лишь внешнего христианского жизненного порядка. Эта страничка для тех, кто ищет полноты того духовного состояния, к которому призывают святые отцы,  личным опытом познавшие благодатную силу сосредоточенной, внутренней молитвы. Надеемся, что пользу для себя найдет каждый, заглянувший сюда.

Содержанием этой страницы является сборник поучений Святых Отцов и опытных делателей молитвы Иисусовой, составленный игуменом  Валаамского монастыря Харитоном и изданный отдельной книгой «Умное делание»в 1936г.  На этой странице  нет  вольных  рассуждений составителей сайта о вещах высоких и недоступных, здесь только выдержки из указанной книги.

Итак, читаем, размышляем, удивляемся и назидаемся…

Во все времена были и есть немалое число христиан, в какой-то момент  своего молитвенного опыта задававшихся вопросом: — Слышит ли Господь мои молитвы? Как избавиться от назойливых мыслей, толкующихся в голове, как на рынке, и не дающих сосредоточится на молитве? Как удостовериться в действенности молитв? Возможно ли физически ощутить присутствие божьей благодати? Такие вопросы возникают у христиан не познавших  духовную глубину и благодатную силу настоящей внутренней молитвы.

Предисловие.

Есть многие, которые не знают, в чем состоит внутреннее дело богомысленного человека, а также не понимают, что такое богомыслие, и которые ничего не знают о творимой умом молитве, но думают, что только теми молитвами подобает молиться, которые написаны в книгах церковных. Что же касается тайной беседы с Богом в сердце и происходящей отсюда пользы, они об этом отнюдь не знают и никогда не вкушали духовной сладости сего.  Как слепорожденный только слышит о солнечном сиянии, что же такое сияние, не знает, так и те только слышат о богомысленном поучении и молитве, понимать же не понимают. Они лишаются многих духовных благ и отстают от добродетельного преуспеяния, которое приводит к совершенному богоугождению. Посему, ради наставления, предлагается здесь кое-что для внутреннего обучения и для богомысленной молитвы, чтобы желающий с Божьей помощью начал хоть немного наставляться.

Глава I

О двойственности человека и молитвы

Человек бывает двоякий: внешний и внутренний, плотский и духовный. Внешний есть видимый, плотский, внутренний же – невидимый, духовный. Апостол говорит: «Кто  весть от человек, яже суть в человеке, точию дух человека, живущий в нем?»( 1 Кор.2,11). Один только Бог, испытующий сердца и утробы ведает все тайны внутреннего человека.

Молитва также бывает двоякая – внешняя и внутренняя, явно творимая и тайная, должная и произвольная.  Первая –внешняя, явная, должная –произносится стоя, в храме, или дома, вслух устами и голосом, читается или поется, в определенное время домашнего правила или церковной службы. Вторая —  внутренняя, тайная, произвольная – бывает и безвременно, когда кто захочет, без всякого зова, только по движению самого духа, произносится только умом,  не только стоя или ходя, но и на одре почивая, словом, всегда, когда бы ни случилось возвести ум свой к Богу.

Глава II

О молитве, согревающей человека и соединяющей его с Богом в любви.

Прежде всего, да будет известно, что христианину подобает всячески и всегда заботиться о том, чтобы соединиться с Богом. Для того  чтобы возмог человек  возбудить в сердце своем такую божественную любовь, чтобы соединиться с Ним в неразлучном союзе любви, необходимо часто молиться, возводя ум свой к Богу. Ибо как часто подкладываемые в огонь дрова увеличивают пламень, так и молитва, творимая часто и с углублением ума в Боге, возбуждает в сердце божественную любовь, которая , воспламенившись, согреет всего внутреннего человека, просветит и научит его, явит ему все безвестное и тайное своей премудрости и соделает его как бы пламенно-огненным серафимом, всегда предстоящим Богу духом своим, взирающим на Него умом и почерпающим в этом духовную сладость.

Глава III

Молитва, произносимая устами, умом же не внимаемая, есть ничто.

Апостол Павел, обращаясь к Коринфянам,  говорит: «Дух мой молится, а ум без плода есть» ( 1 Кор.14,14), как бы говорит им: какая вам польза, коринфяне, если вы молитесь только голосом вашего дыхания, а ум ваш не внемлет молитве, но мечтает о чем-то ином? Какая польза говорить языком много, а умом не внимать тому, что говорится, если бы даже и тьмы слов произнес  ты, о человек! Такая молитва не принесет тебе никакой пользы, не будет услышана Богом и останется бесплодной. Хорошо рассуждал и св.Киприан, говоря : «Как ты хочешь быть услышанным Богом, когда и сам себя не слышишь? Хочешь, чтобы  Бог помнил о тебе, когда ты молишься, а сам о себе не помнишь?» Апостол дает коринфянам, а вместе и всем нам себя в пример, говоря: «Помолюсь духом, помолюсь же и умом, воспою духом, воспою же и умом» (1Кор. 14,15)

Глава IV

Краткая, но часто творимая молитва, более полезна, чем продолжительная.

От искусных в богомыслии  я (адм.- игумен Харитон) узнал относительно творимой от сердца молитвы, что теплее и полезнее бывает та, которая кратко , но часто делается, чем продолжительная. Впрочем, и продолжительная молитва бывает очень полезна, но только для совершенных.

Для несовершенных продолжительная молитва, уже не молитва, но одно смущение ума. Вследствие уклонения мыслей туда и сюда, что бывает как в церковных соборных пениях, так и в читаемых  долго келейных правилах. Краткая же, но частая молитва более устойчива, ибо ум, углубившийся в Бога на короткое время, может совершать ее с большей теплотой. Посему и Господь говорит: «Молящеся не лишше глаголите» (Матф.6,7). И Иоанн Лествичник поучает: «Не пытайтесь многословить, чтобы не рассеялся ум в поисках за словами. Одно только слово мытаря умилостивило Бога и одно же верующее слово спасло разбойника. Крайнее многословие в молитве рассеивает ум в мечтаниях, тогда как единословие помогает собрать ум». Хорошо сказал апостол : «Хощу пять словес   умом моим глаголати, нежели тьмы словес языком» ( 1 Кор.14,19).

Итак, начни теперь, о душа,  понемногу браться за намеченное тебе обучение, начни во имя Господа.

Прежде всего, изъясни себе кратким толкованием, что такое молитва? Молитва есть обращение ума и мыслей к Богу; молиться значит предстоять умом своим Богу, неуклонно мыслью зреть на Него и беседовать с Ним в благоговейном страхе и уповании.

Итак, собери все мысли твои и, отложив все внешние житейские попечения, устреми ум твой к Богу и на Него.

 

МОЛИТВА

Есть степени молитвы.

Первая степень – молитва телесная, более в чтении, стоянии, поклонах. Внимание отбегает, сердце не чувствует, охоты нет: тут  —  терпение, труд, пот. Не смотря однакоже на то, положи пределы и делай молитву. Это – делательная  молитва.

Вторая степень –молитва внимательная: ум привыкает собираться в час молитвы и всю ее проговаривает с сознанием, без расхищения. Внимание срастворяется со словом писанным и говорит как свое.

Третья степень  — молитва чувств: от внимания согревается сердце, и что там в мысли, то здесь становится чувством. Там  слово сокрушительное, а здесь сокрушение; там – прошение, а здесь чувство нужды и потребность. Кто перешел к чувству, тот без слова молится, ибо Бог есть Бог сердца. Потому это и есть предел молитвенного воспитания – став на молитву, переходит от чувства к чувству. При сем читание может прекращаться, равно как и мышление, а пусть будет только пребывание в чувстве, с известными молитвенными знаками…Когда молитвенное чувство взойдет до непрерывности, тогда начинается молитва духовная, которая есть дар Духа Божия, молящегося за нас, — последняя степень молитвы постигаемой.

Но есть, говорят, еще и не постигаемая умом молитва, или заходящая за пределы сознания, ( так у святого Исаака Сирианина).

Легчайшее средство восхождения к непрерывности в молитве есть навыкновение молитве Иисусовой и вкоренение ея в себе. Опытнейшие мужи в духовной жизни, Богом вразумленные, нашли это одно простое и вместе вседейственное средство к утверждению духа во всех духовных деланиях, равно как и во всей духовной подвижнической жизни, и в наставлениях своих оставили подробные о ней правила.

Григорий Синаит говорит: «Бог стяжаваем или деланием и трудом, или художным  призыванием имени Иисусова», и потом прилагает, что первый путь длительнее последнего, — последний  скорее и действеннее.

Делание это названо «художеством». И оно очень просто. Стоя сознанием и вниманием в сердце, произноси непрестанно:  «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя», без всякого образа и лика, по вере, что Господь зрит тебя и внимает тебе.

Непременно должно держать сознание у сердца и во время делания стеснять мало дыхание, в изъявление напряжения, с коим творится. Но условие высшее – вера, что Бог близ и слышит нас.

Сначала молитва эта долго есть только делательная, как и всякое делание, потом переходит в умность и, наконец, внедряется в сердце.

Бывают уклонения от правого пути этой молитвы. Потому надо поучиться ей у того, кто знает ее. Заблуждения больше от того, кто где вниманием – в голове или в груди.

Кто в сердце, тот безопасен. Еще безопаснее, кто болезненно припадает к Богу на  всяк час в сокрушении, с молитвой об избавлении от прелестей.

—     У кого нет умной внутренней молитвы, у того и никакой нет; ибо только умная молитва и есть настоящая молитва, Богу угодная и приятная. Она должна составлять душу домашнего и церковного молитвословия: так что коль скоро ея нет при сем, то молитвословия те имеют только вид молитвы, а не суть молитва.

—      Без  умной молитвы никому нельзя обойтись. Вознестись же к Богу мы иначе не можем, как умным действием: ибо Бог умствен. Есть, правда, умная молитва при словесной или внешней, — домашней ли или церковной,  — и  есть умная молитва сама по себе, без всякой внешней формы или положения телесного; но существо дела там и здесь одно и тоже. В том и другом виде она обязательна и для мирских людей.

—     Как дойти до того? Обсуди, обчувствуй, даже заучи на память  молитвы, какие имеешь читать в твоем молитвословии. Тогда, становясь на молитву, будешь не чужое что произносить, а то, что и в твоем лежит сердце, как прочувствованное.

—     Святые отцы, говоря о молитвенном к Богу обращении, полагают, что оно наилучшим образом совершается, когда совершается умом, в сердце утвержденным.

—     Второй вид молитвы есть молитва умно-сердечная. И первая должна быть такою же. Но та зарождается под  действием словесной – готовой молитвы, а эта прямо в сердце зарождается, и оттуда к Богу восходит. Таковою была молитва Моисея пред Чермным морем.

—     Чувство к Богу и без слов есть молитва. Слово поддерживает и иной раз углубляет чувство.

—      Каково наше отношение к Богу, такова и молитва; и какова молитва, таково и отношение  наше к Богу.

Что есть молитва? И как к сему относится молитва Иисусова?

—     Навык молитвенный не вдруг образуется, а требует долгого  труда и претруждения себя.

—     Когда молимся, надо умом стать пред Богом и о Нем Едином помышлять. Между тем, в голове непрестанно толкутся разные мысли и отвлекают ум от Бога. Для того, чтобы научить ум стоять на одном, святые Отцы употребляли молитовки и навыкли произносить их непрестанно… Это непрестанное повторение молитовки держало и ум в помышлении о Боге, и разгоняло все сторонние мысли. Эти коротенькие молитовки были разные… У нас особенно установилась и вошла в общий обычай молитва Иисусова: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго!»

—     Навыкнувший сей молитве и действующий ею, как следут,  действительно, бывает в памяти о Боге непрестанно.

— Для того, чтобы ум держался на едином при употреблении краткой молитвы, надобно свесть его вниманием в сердце; ибо, оставаясь в голове, где происходит толкотня мыслей, он не успеет сосредоточиться на одном… Когда внимание сойдет в сердце, то привлечет туда в одну точку все силы души и тела… Это сосредоточение всей человеческой жизни в одно место тотчас отзывается там особым ощущением; сие ощущение и есть начало будущей теплоты… Ощущение сие сначала легкое, все усиливается, крепнет, углубляется, и из холодного, каково оно вначале, переходит в теплое чувство и держит на себе внимание. И происходит, таким образом, что сначала внимание держится в сердце напряжением воли, силою  своею порождает теплоту в сердце. Теплота же сия затем держит внимание без особого его напряжения.

— И это есть предел , до которого может доходить молитва, самим человеком творимая!  Далее, в сем состоянии, дается молитва находящая, а не самим человеком творимая. Находит дух молитвенный и увлекает внутрь сердца, — все одно, как бы кто взял другого за руку и силою увлек его из одной комнаты в другую. Душа тут связана стороннею силою, и держится охотно внутри, пока над нею есть нашедший дух. Знаю две степени сего нахождения. В первой – душа все видит, сознает себя и свое внешнее положение, — и рассуждать может и править собою, может даже разорить сие состояние свое, если захочет. У святых отцов, и особенно у св. Исаака Сирианина, указывается и другая степень даемой или находящей молитвы. Выше показанной стоит у него молитва, которую он назвал восхищением. И тут тоже находит дух молитвенный, но увлекаемая им душа заходит в такие созерцания, что забывает свое внешнее положение, не рассуждает, а только созерцает, и невластна править собою, или разорить свое состояние. Помните, в отечниках пишется, что кто-то стал на молитву пред своею вечернею трапезою, а опомнился уже утром. Вот это и есть молитва в восхищении или созерцательная.

— Подивитесь, какая великая милость Божия к нам грешным. Мало кто потрудился, и чего сподобляется? Всяко трудящимся можно смело говорить: трудитесь, есть из за чего!

— Помощь Божия всегда готова и всегда близ, но она уделяется только ищущим и трудящимся и притом тогда, когда ищущие переиспытывают все свои средства… и полным сердцем начнут взывать: Господи помоги! А пока остается хоть малое чаяние чего либо от своих способов, Господь не вмешивается сюда,  как бы говоря: чаешь сам достигнуть! Ну жди… Но сколько ни будешь ждать, ничего не будет.  Даруй вам  Господи дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно!»

 

На этом прервем поучения святых отцов о сущности внутренней молитвы и способе ее укоренении в сердце. Как выразился один из современных нам христиан – эта книга не просто духовные наставления, это конкретная инструкция, и она работает!

Дальнейшее выкладывание  на наш сайт выдержек из указанной книги с поучениями и предостережениями отцов о неизбежных  духовных ошибках будет иметь смысл лишь в том случае, если кто дочитает эту страницу до конца, и возгорится желанием постичь духовную сладость внутренней молитвы. Таковым предлагается обратиться к администратору сайта. Если обращений не будет, значит, страница выставлена напрасно и будет в определенное время удалена.