ПОЗНАВАТЕЛЬНО


        Страница «Познавательно», является главной страницей . Страница  «Улыбнись, православный» является дочерней страницей. Попасть на страницу «Улыбнись, православный», можно точным наведением курсора на название нужной страницы. 

 Эта страничка предназначена для разного рода пояснений значения некоторых слов, встречающихся в церковном обиходе и в Священном Писании, пояснений, связанных с богослужением, для разъяснений некоторых событий, описанных в Священном Писании, а также фактов из истории Церкви.
Источником материала для данной страницы являются Священное Писание и Священное Предание, святоотеческие наставления, толкования и разъяснения отцов церкви, исторические факты, описанные Евсевием Памфилом, жившим в 4-м веке, опирающегося на труды  еврейского историка    Иосифа Флавия (1век ), и Юлия Африкана ( 2 век), иные достоверные издания, такие, как полный церковно-славянский словарь прот.Г.Дьяченко и иные энциклопедические словари. 

 

Обыденный

» Об едином дне» — так можно точнее выразить смысл этого слова. Ранее, во многих русских городах, существовали «Обыденские» улицы, переулки, проезды. Это память о прошлом. На этих улицах были когда-то обыденские , т.е. построенные в один день, церкви. Их возводили по обету для избавления от мора или ради победы над врагом.

«Лета 7263(1655) октября 18 дня, належащу мору, в память св.апостола и евангелиста Луки, поставили единодневный храм во имя Всемилостивого Спаса Смоленского на Вологде на старой площади; начали рубить против 18 числа в 6 часу ночи, и клали светочи и зажигали скалы на батогах, светили светло; а срубили за два часа до дни;  и святить начали в 5 часу дни. И виде Господь веру и моление рабов своих и покаяние слезное о своих согрешениях, той великий гнев свой на милость преложи и моровую язву утоли; и от того дне мор на Вологде преста».

 

Обыск

В обыкновенном смысле обыск означает тщательный осмотр в поисках утаенного. Но есть и другой обыск — церковный. Церковный обыск — это опрос, исследование, брачный акт, указывающий на законность заключаемого брака.Обыск подписывается причтом, женихом и невестой, их родителями и свидетелями. Церковный обыск -это свидетельство о неродстве жениха и невесты, о чем делалась запись в церковной книге. 

 

«Обинуюся»

Значение этого слова — колеблюсь, сомневаюсь, боюсь, обхожу стороною.

 

«..Не убей..»

Одна из десяти заповедей, данных человеку Богом.  В печально известные 90-е годы противники  России   расшатывали страну всеми возможными способами, в том числе воздействуя на умы молодого поколения проповедями заокеанских миссионеров, которых было великое множество  и разного рода.  Результат — как грибы после дождя, расплодились всевозможные религиозные общества, а точнее — секты.  Молодые парни, оказавшиеся под влиянием этих сект, отказывались служить в вооруженных силах страны.  Предлог — эта самая заповедь.  Да что говорить о сектантах, когда и самих некоторых  православных этот вопрос смущает.  Идти служить в армию -значит нарушить заповедь?  Все недоумение заключается  в том, что нет правильного  понимания смысла заповеди  «не убей».  Не будем вдаваться в богословское исследование действий еврейского народа  во время заселения земли обетованной, и какая участь постигла  народы заселявшие те земли при встрече с евреями. И это при том, что еврейский народ уже руководствовался заповедями  данных ему на каменных скрижалях.   Скажем кратко: воин не убивает, воин — поражает врага. Насмерть, но поражает. Ведь и война — это сражение. Противники сразились, сильнейший поражает своего врага. Поразить  противника —  это не есть убийство в его прямом понимании, природа этих действий разная.

 

«..Видели Его звезду на востоке..»

При внимательном чтении Евангелия от Матфея, некоторые читатели приходят в недоумение. Читаем вместе  —  «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в  Иерусалим волхвы с востока и говорят:  «Где родившийся Царь Иудейский?ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему». ( Мф.2,2-3). Так вот, внимательный читатель сразу представляет направление пути этих волхвов, а именно — волхвы пришли из страны восточной, значит, они шли на запад, это ясно. Но как соотнести их слова, о том, что они видели звезду на востоке? Выходит, им следовало бы идти на восток,  в сторону звезды, т.е. в противоположную сторону от Иерусалима? Этим недоумением заинтересовался профессор богословия А.П.Лопухин еще в конце 19 века. Изучив  источник на еврейском и на греческом языках, профессор разрешает это недоумение. Слова волхвов следует понимать так : «Мы видели звезду там, на востоке,»  -но  точнее так:  «Мы видели звезду, будучи на востоке» . Продолжая пояснения, профессор предполагает, что эта звезда, была видима только восточным странам. Поэтому волхвы и уточняют «видели на востоке»,  т.е. местным звездочетам она была недоступна для созерцания. 

 

Неключимый раб  

В текстах  некоторых древних молитв  нередко встречается слово «неключимый». Как разъясняет нам толковый словарь В.Даля, «ключимый»- означает: способный, полезный, годный, и соответственно-«неключимый»- непригодный, неспособный (действовать). Вообще слово «ключимость» в давние времена означало состояние действия, возможность действия. И сейчас мы используем это слово уже машинально, не задумываясь о его корне. Например:  «заключить в темницу» — ограничить свободу действия,            «исключить из учебного заведения, или из состава команды» и т.д. — значит лишить возможности действовать в составе команды или в среде учебного заведения и наоборот:  «включить в состав» — предоставить возможность действовать в составе чего-то.                                                                                                                                                                                                                                       

    Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. ( Мф.18.20)

Если эти слова Спасителя понимать буквально, то   необходимым условием одухотворенного  молитвенного состояния является участие в молитве нескольких христиан. Однако, там же, евангелист Матфей приводит другие слова Спасителя о молитве: “Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.” (Матф.6:6).    И апостол в своих посланиях   призывает к молитве, которую группой совершать едва ли возможно: “Молитесь во всякое время духом” (Еф.6:18)     и    «Непрестанно молитесь” (1Фес.5:17).    Как же понимать слова  о условиях молитвы  «где двое или трое«?    Конечно, следует сказать, что существует несчетное число толкований и разъяснений по этому предмету благодатных молитвенников, старцев, уединявшихся от мира ради молитвенного преуспевания.         Многие таковые поучения были адресованы людям, имеющим уже определенный молитвенный опыт, что было не редкостью в не так давние времена.      Однако современный человек, тем паче, делающий первые шаги в духовной жизни, может оказаться в недоумении: так где же достигается благодатная молитва: там где двое или трое,  или втайне от всех?   Но все становится на свои места, если уяснить следующее: человек — сущность трехчастная и состоит она из тела, души и духа. И для того, чтобы Господь по Его слову присутствовал при совершении молитвы, молитва должна совершаться не одним только телом (языком, коленопреклонением и т.д.) когда ум блуждает не весть где и в сердце бурлят страсти мирские, а, как минимум,  и душой ( переживанием, сокрушением, покаянием).   Ну а участие духа в молитве — это уже удел преуспевающих в этом деле.   О сущности такой молитвы немного сказано на одной из страниц этого сайта.    Очень полезна для чтения  об этом предмете и весьма интересна книга :  «Откровенные рассказы  странника духовному своему отцу».  Хотя автор книги неизвестен, но бытует устойчивое мнение, что к содержанию этой книги причастен старец иеросхимонах Амвросий Оптинский, и  святитель епископ Феофан Затворник Вышенский. 

Пассия

Па́ссия – (лат. «страдание») – особое богослужебное последование, совершаемое Великим постом в воскресные дни вечером, на котором читаются тексты Евангелия, повествующие о Страданиях Христа.

Эта самая поздняя по времени возникновения православная служба была составлена в середине XVII века митрополитом Киевским Петром (Могилой), создателем многих литургических форм.

Последование Пассии бывает 4 раза в год (по числу евангелистов): во второе, третье, четвертое и пятое воскресенья (или пятницы) Великого Поста, по вечерам. За каждой Пассией прочитываются евангельские повествования о Страданиях (Страстях) Христа: на первой – 26 и 27 главы от Матфея, на второй – 14 и 15 от Марка, на третьей – 22 и 23 от Луки, на четвертой – 18 и 19 от Иоанна. По традиции во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами в руках.

В конце службы все верующие с благоговением подходят поклониться перед Распятием, Крестом Христовым, который на Пассии выносится на середину храма.

 Кто войдет в Царствие Небесное

«Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; И еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. Услышавши это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус воззрев сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно.» ( МФ. 23-26).

Если прочесть эти строки не спеша, а попробовать остановиться на них в размышлении о сказанном, то возникнет несколько вопросов, на которые следует найти ответ.

Вопрос первый: «Что за игольные уши, в которые проходят верблюды?» Ответ кроется в устройстве городской оборонительной стены. Кроме основных врат, которые запирались с заходом солнца, в стене был оставлен весьма узкий проход для запоздавших горожан или прибывших купцов. Естественно, что этот проход охранялся и он давал возможность запоздавшим укрыться в стенах города от возможного нападения разбойников. Через проход не без труда проходил один человек, а верблюд и подавно. Чтобы не оставлять ночью караван за стенами города, погонщики буквально протаскивали верблюдов на брюхе через этот проход. Мука, да и только. Отсюда и название- «игольные уши».

Вопрос второй:  «Почему так изумились ученики – если богатый не спасается, то кто же может спастись?».  Нам, православным христианам этот вопрос кажется странным. Из многовекового опыта христианской жизни, переданного нам в патериках,  жизнеописаниях  подвижников, мы прекрасно усвоили, что владение большим имуществом из-за многопопечительства о нем, препятствует восхождению души в горняя. Но  ученики Христовы  были воспитаны духом Ветхозаветного времени и по простоте своего происхождения не владели теми знаниями, которыми обладали книжники и законники. В синагогах, же простолюдинам, читались места из священного писания в которых говорилось о том, что богатство, семейное благополучие, многодетность дается избранным Божиим по Его к ним милости.

Например: «…Я даю тебе, и богатство и славу, так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои» (3 Цар. 3,13).

«Благословение Господне – оно обогащает, и печали с собою не приносит» (Притч.10,22).

«…Богатый и бедный встречаются друг с другом; того и другого создал Господь»( Притч.22,2).

А также – как пример милости Божией и Его благословения – жития ветхозаветных праотцев, имевших власть и богатства ( Авраама, Исаака, Иакова, Вооза, Давида, Соломона и т.д.).

На этом и строилась, скажем так «политика»  власть имущих  ветхозаветного времени. Ты богат, знатен и многодетен, потому что  ты в милости Божией и наоборот —  ты никто, если беден и бездетен, и все  потому «что весь во грехах родился». Поэтому и спасение, таким образом, обеспечено в первую очередь богатым и властьдержащим. Они то и мнили себя праведниками и избранными Божиими  и только им уготовано место в лоне Авраама.

Теперь представьте, что Христос своими проповедями ломал основу властной пирамиды того времени. Притча о богатом и нищем Лазаре, притча о мытаре и фарисее и другие —  тому яркий пример. Поэтому «система» видя в Христе угрозу своего благополучия  распяла Его.

Ну, и теперь вопрос третий. Это собственно и не вопрос, а ответ- человеку спастись собственными усилиями, какими бы они не были – невозможно. Ни  бессонные бдения, ни жесткое воздержание и ни какие другие подвиги не спасают человека. Спасает человека только Бог, видящий  сердце человека. «Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит»  (Пс.50,19).

Стремглав

Это слово в иных литературных произведениях, статьях и просторечии употребляется в значении, описанном в Словаре русского языка С.И.Ожегова (изд.1960г.), а именно:«Стремглав — о беге, очень быстро. Стремглав бросился бежать». Но истинное значение этого слова иное. В Минее 16 января в день памяти св. апостола Петра, казненного через распятие на кресте вниз головой поется: «Стремглaвное преслaвно претерпелъ еси распятие, уготовил еси к небесней стези ноги твои…» Владимир Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» ( изд.1909г.) поясняет: «Стремглав — вниз головой, торчмя головой, устремясь вниз головой при падении.Стремглав свалиться в пропасть.»

 

Тунеядец

Как часто в советское атеистическое время мы слышали это обличительное слово на всевозможных  собраниях, видели его на пропагандистских листовках и страницах  сатирических журналов. Все понимали его значение, но о его природе никто не интересовался.

А природа его такова: » … туне приясте, туне дадите.» (Мф.10,8). Так сказал Господь своим ученикам. «Туне» — с церковно славянского означает «даром».  Тунеядец — ядущий даром, за чужой счет. Но вернемся к словам Христа:  «Даром получили -даром давайте». Как в настоящее время этого не хватает, даром давать то, что получил даром. К сожалению все пошло в торг. Господь одарил ярким голосом, способностями, разумом,наконец  — из этого делаются деньги, получил даром какие-то знания — надо извлечь из этого выгоду. Весь мир — торг. Грустно…

 

Катавасия

Как утвердилось в народе, суть этого слова обозначает сумятицу, неразбериху, беспорядок. Так и описано значение этого слова в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова, изданием советского атеистического времени в 1960г. В Словаре С.И. Ожегова о происхождении этого слова ничего не сказано.                                                           Но в  более раннем «Толковом словаре живого великорусского языка» В.Даля, изданием 1909г. сказано следующее:
«Катавасия ( греч.) –ирмосы, которыми покрываются песни канона на утрени, они поются обоими клиросами среди церкви.»
                Что это значит? Ранее большие соборы и храмы могли позволить себе наличие двух хоров: верхнего и нижнего. Верхний хор так и назывался верхним хором или просто хором, а нижнему хору прикрепилось именование нижнего клироса, или просто клироса. Чтецы были в составе клироса. Конечно, хор обладал большим, скажем так — авторитетом, нежели клирос . Немало именитых русских голосов принимало участие в  пении церковного хора. У клироса, как и у хора, был свой регент. На пение катавасии хор спускался вниз. Но не всегда совместные пения двух хоров были согласованными, гармоничными и понятными на слух. Что и вызывало недоумение у прихожан – Что поют? А в ответ -«Дак, катавасию поют». Вот отсюда и пошло: несогласованность, неразбериха — это катавасия.

 

Взгляд в историю

В священном Писании встречаются такие понятия как Идумея, Израиль, Иудея. Чтение Священного Писания откроется полнее, если прояснить значения этих понятий.
                 Идумея царство, расположенное южнее царства Израильского. Идумея (от слова Эдом — красный) получила свое название от Исава, продавшего свое первородство Иакову за чечевичную похлебку красного цвета. Кстати, царь Ирод, поставленный римской властью царствовать над еврейским народом, был идумеянином по отцу и арабом по матери, чужестранец для евреев. Римская «оккупация», царская власть чужестранца вызывали у евреев справедливое неприятие такой власти. Подчиняясь силе, евреи теплились надеждой если не избавиться от римской власти, то хотя бы иметь царем своего единоплеменника. 
                   Имя Израиль ( Богоборец) было дано Иакову (Быт.ХХХ11,28) .Двенадцать колен израилевых во времена правления Ровоама, сына Соломона, разделились на два государства. Причина проста. Соломон, во время своего правления, наложил на народ тяжкое бремя податей об отмене которых и пришли к Ровоаму представители народа , возглавляемые Иеровоамом, бывшим подданным Соломона. Ровоам отказал облегчить размер подати. Результат — десять колен возмутились таким решением и отказались от повиновения Ровоаму, избрав своим царем Иеровоама (кстати, не имевшего ни царских корней, ни Божьего помазания). Так появилось царство Израильское.
                           Другие два колена — Иудино и Вениаминово, остались верны Ровоаму и образовали царство Иудейское.
                Иеровоам, опасаясь крепкого Царства иудейского, ввел идолопоклонство и языческие обряды. «Столицей» стал город Самария. Это был год 980 до Рождества Христова. Народ самарянский стал смешиваться в браках с языческими иноплеменниками, чем окончательно оттолкнул от себя иудеев. Народ же царства Иудейского твердо хранил веру в Бога Единого.
            Находясь в Вавилонском плену, самаряне отрицали свою принадлежность к единому еврейскому народу, чем вызвали у иудеев отвращение и почти враждебное отношение к себе. После возвращения из плена Вавилонского территориальное единство еврейского народа было восстановлено, языческое идолопоклонство искоренено, но отношение к родословию, принадлежности к одному из колен, стало существенным разделяющим фактором внутри государства.                                                                                                                            Впоследствии такое понятие как израильтянин стало обозначать общую национальную принадлежность, а понятие иудей – религиозную составляющую.          

 Евангелисты обращают особое внимание сомневающихся евреев на родословие Иисуса Христа, его принадлежность в колену Иудину.
Теперь же становится ясно, почему живя в одном государстве,«Иудеи с Самарянами не сообщаются»  (Иоан.1V,48).

..