Что мы знаем о ЛИТУРГИИ

 

Чтение Апостола

SONY DSC

 Великий вход — перенесение Честных Даров                с Жертвенника на Престол

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слово «Литургия» в прямом переводе с греческого языка означает «общественная служба», за которой  совершается таинство Святого Причащения.

Как известно из Священного Писания, на Тайной вечери Господь дал заповедь Своим ученикам   совершать это Таинство с преломлением хлеба и благословением вина в Его воспоминание.

«Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Иоан.6.54.)

Из 1-го Послания Апостола Павла к коринфянам известно, что первые христиане собирались на совместную Вечерю, приобщаясь Тела и Крови Христовой.

Собравшись, христиане совершали общее моление, а затем, перейдя в соседнее помещение, приступали к совместной вечери, трапезе. Этот порядок определил и устройство православных храмов, а именно по порядку с востока на запад : алтарь, храм, трапеза, притвор, паперть. Самая восточная часть храма является алтарем, где и совершается священнодействие с претворением хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Перед алтарем располагается  сам храм, место,  где, собственно молятся прихожане. Далее к западу от храмовой части располагается другая часть церкви — «трапеза», далее за «трапезой» — притвор,  по-просту это входной тамбур,  а за входными дверьми — паперть, т.е. крыльцо храма. В прошлые времена трапезная часть, «трапеза», отделялась от храмовой части дверьми, вратами. В современных храмах таких дверей (врат) уже нет, только архитектурно храмовая часть отличается от трапезы.

Собираясь на Вечерю, христиане приносили с собой хлеб и вино, необходимые для совершения Таинства.

А вот теперь перейдем к повествованию о самой Литургии. Литургия имеет и второе название — «Евхаристия», что по-гречески означает «благодарение» т.к. во время службы священником в алтаре совершается особое благодарственное моление, т.н. евхаристический канон. На Руси в народе утвердилось и другое название литургии — «обедня». Связано это с тем, что  служба начавшись в ранние утренние часы, завершалась ближе к полуденному времени.

Перед самой Литургией совершается чтение молитв, называемых «часами». Читаются молитвы     3-го и 6-го часов. Ранее эти молитвы читались именно каждые в свое время. Позднее, учитывая мирские обстоятельства христиан,  эти молитвы  были присоединены как начинальные перед Литургией. В то время, когда чтец читает «часы», священников в алтаре совершается особое действие, называемое Проскомидия,  в переводе с греческого — «принесение».

Как мы уже отметили выше, первые христиане приносили в храм хлеб и вино. Этот хлеб назывался Просфорой,  в переводе — «приношение». Во время совершения Проскомидии, священники  принесенный хлеб (просфоры) приготовляли к Евхаристии. Они вынимали из просфор частицы и при этом произносили имена людей, принесших этот хлеб. Хлеб подавали в узелках, с вложенными именными записками. Пять лучших хлебов (просфор) священники отбирали для совершения именно Таинства претворения хлеба в Тело Христово. Пять просфор — по числу хлебов, которыми Христос совершил насыщение пяти тысяч человек. Одна из пяти просфор раздробляется особым образом,  это приготовление Честных Даров.

По окончании приготовления просфор, священники совершают каждение Жертвенника на котором располагались  Честные Дары, затем совершают каждение алтаря и всего храма. Поэтому, когда священник выходит из алтаря с кадилом в руках для каждение храма — это означает что  Проскомидия закончилась. Вскоре начнется сама Литургия,  что и происходит     при возгласе священника — «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков!»

Сейчас уже не приносят узелки с хлебом — Церковь установила единообразие в этом деле. Просфоры выпекаются заблаговременно в просфорне,  а прихожанам остается только написать записку с именами и внести пожертвование. С вином дело обстоит несколько иначе, вино прихожанам можно подать в алтарь для совершения службы, однако бывают случаи, когда вино, приобретенное в розничной торговле совершенно неприемлемо для богослужения. Все дело в его недоброкачественности. И виновность здесь лежит на самом производителе. Если кто из недобросовестных  виноделов читает эти строки,  пусть знает, что  за вино,  оказавшееся непригодным для богослужения будет перед Богов даваться особый ответ.

Но вернемся к повествованию о службе. Первая часть Литургии называется Литургией оглашенных.

В первые христианские  времена были жестокие гонения на христиан со стороны языческих правителей. Об их жестокости и твердой стойкости  христиан  описывает палестинец  Евсевий Памфил, живший  в 260-340 г.г. и на себе испытавший тиранию правления Диоклитиана.  Окруженные жестокой действительностью и опасаясь предательства  со стороны неверных,  христиане  устанавливали  испытательный срок  для тех, кто пожелал принять христианство.    Этих людей при общем собрании оглашали с тем, чтобы каждый затем , по окончании испытательного  срока высказал свое мнение о кандидате. Эти кандидаты в христианство и назывались «оглашенными». Если оглашенный по прошествии испытательного срока не посрамил христианской веры, церковь возглашала — «аксиос» -достоин.

Так вот, первая часть Литургии называется Литургией оглашенных, службой к которой кроме христиан допускались и оглашенные. Эта часть службы более наполнена молитвами. Во время Литургии оглашенных чтец читает посреди храма Апостол (книгу посланий апостолов первым церквам).  Затем совершается священником или дьяконом  чтение  Евангелия.  После прочтения Евангелия на возгласе -«Оглашенные  изыдите,  елицы  оглашенные изыдите!» — оглашенные перемещались из храмовой части в трапезную.

После этого начинается другая часть Литургии — Литургия верных.

В это время,    приготовленные  Честные Дары, переносятся с Жертвенника на Престол. Раздается возглас -«Двери! Двери!». Это был знак придверникам о закрывании дверей, отделяющих храм от трапезы. К этой части службы допускались только верные,  крещенные христиане. Оглашенные оставались по ту сторону врат.

Наступает великое Таинство — на престоле осуществляется претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Нет смысла говорить о вещах понятных — в это время не допускается ни хождение, ни разговоры в храме — полное благоговение! Священники читают Евхаристические молитвы перед престолом с прошением ко Христу осенить Честные Дары Своей Благодатью. Из жизнеописаний Святых угодников известно, что в алтаре в это время с ними происходили чудесные события. И не обязательно со  Святыми. Если в храме было всеобщее благоговение, то чудесных явлений удостаивались многие, кому благословил Господь.

Вот один из примеров.

В письме наместника Свято-Троицкой лавры к митрополиту московскому Филарету описывается следующий случай.

» Не могу удержать души своей, — пишет наместник архимандрит Антоний,- чтобы не сообщить со страхом и радостию следующее событие:  17 марта в Куряжском монастыре, близ Харькова, при освящении Святых Даров, когда братия посреди церкви пела-» Тебе поем, тебе благословим», иеромонах Илиодор, положил земной поклон и трижды воскликнул: » и молимтися, и молимтися, и молимтися», вдруг остался глух и нем, но в необыкновенно умилительном состоянии духа, и, когда, через неделю после того, приобщился Святых Даров, тотчас по принятии их прочитал громко благодарные молитвы и объявил, что, когда он положил земной поклон, взглянул на Престол, то увидел огнь на нем, который, разгораясь, объял весь престол, алтарь и всю церковь. Это чудное видение сопровождалось пением ангельским, — «и молимтися, и молимтися, и молимтися». Все присутствующие были охвачены пламенем, никем более не видимым. Пламя божественного огня объемлет всех, кто с достойным чувством присутствует в церкви». 

( «Монастырские письма», ст.60)

При открытии Царских врат, Священники выносят из алтаря Чашу со Святыми Дарами, которую прихожане, выражая благоговение, встречают коленопреклонением. И уже после этого христиане причащаются Тела и Крови Христовой.