Станица Ахтырская была образована запорожскими казаками — переселенцами Азовско — Черноморского казачьего войска в 1863 году. Вместе с переселенцами на новые земли отдельным распорядительством направлялись и священники. О религиозности и отношении к Православной вере в среде казаков красноречиво описано Н.В.Гоголем в книге «Тарас Бульба»:
«Остапу и Андрию казалось чрезвычайно странным, что при них же приходила на Сечь тьма народа, и хоть бы кто-нибудь спросил: откуда эти люди, кто они и как их зовут. Они приходили сюда, как будто бы возвращаясь в свой собственный дом, из которого только за час пред тем вышли. Пришедший являлся только к кошевому; который обыкновенно говорил:
— Здравствуй! Что, во Христа веруешь?
— Верую! — отвечал приходивший.
— И в Троицу Святую веруешь?
— Верую!
— И в церковь ходишь?
— Хожу!
— А ну, перекрестись!
Пришедший крестился.
— Ну, хорошо, — отвечал кошевой, — ступай же в который сам знаешь курень.
Этим оканчивалась вся церемония. И вся Сечь молилась в одной церкви и готова была защищать ее до последней капли крови.»
Начало обживания казаками новых земель обыкновенно знаменовалось строительством церкви и совершением в ней молебнов, требных служб и Литургий. Для церкви казаками выбиралось самое красивое и по возможности возвышенное место, вокруг которого строилась и вся станица.
Названия станиц и селений нередко давались по имени храма. Например, Никольское, Николаевка — по имени церкви в честь Николая Чудотворца, Успенка — по храму в честь Успения Пресвятой богородицы, Ильинка — в честь пророка Илии т.д. Вся география России наполнена такими селениями и городами.
Весь жизненный и воинский путь казаков сопровождали православные иконы. Одной из самых почитаемых казаками икон была икона Богородицы , именуемая «Ахтырская».
Свое именование «Ахтырская» икона получила по месту своего обретения — с.Ахтырка Харьковской губернии в 1739г. и прославившаяся множеством чудесных знамений. Перед этой иконой молящиеся просили Пречистую Богоматерь о заступничестве детей, об исцелении недугов.