Эта страница предназначена для христиан, которые не ограничиваются соблюдением и исполнением лишь внешнего христианского жизненного порядка. Эта страничка для тех, кто ищет полноты того духовного состояния, к которому призывают святые отцы, личным опытом познавшие благодатную силу сосредоточенной, внутренней молитвы. Надеемся, что пользу для себя найдет каждый, заглянувший сюда.
Содержанием этой страницы является сборник поучений Святых Отцов и опытных делателей молитвы Иисусовой, составленный игуменом Валаамского монастыря Харитоном и изданный отдельной книгой «Умное делание»в 1936г. На этой странице нет вольных рассуждений составителей сайта о вещах высоких и недоступных, здесь только выдержки из указанной книги.
Итак, читаем, размышляем, удивляемся и назидаемся…
Во все времена были и есть немалое число христиан, в какой-то момент своего молитвенного опыта задававшихся вопросом: — Слышит ли Господь мои молитвы? Как избавиться от назойливых мыслей, толкующихся в голове, как на рынке, и не дающих сосредоточится на молитве? Как удостовериться в действенности молитв? Возможно ли физически ощутить присутствие божьей благодати? Такие вопросы возникают у христиан не познавших духовную глубину и благодатную силу настоящей внутренней молитвы.
Предисловие.
Есть многие, которые не знают, в чем состоит внутреннее дело богомысленного человека, а также не понимают, что такое богомыслие, и которые ничего не знают о творимой умом молитве, но думают, что только теми молитвами подобает молиться, которые написаны в книгах церковных. Что же касается тайной беседы с Богом в сердце и происходящей отсюда пользы, они об этом отнюдь не знают и никогда не вкушали духовной сладости сего. Как слепорожденный только слышит о солнечном сиянии, что же такое сияние, не знает, так и те только слышат о богомысленном поучении и молитве, понимать же не понимают. Они лишаются многих духовных благ и отстают от добродетельного преуспеяния, которое приводит к совершенному богоугождению. Посему, ради наставления, предлагается здесь кое-что для внутреннего обучения и для богомысленной молитвы, чтобы желающий с Божьей помощью начал хоть немного наставляться.
Глава I
О двойственности человека и молитвы
Человек бывает двоякий: внешний и внутренний, плотский и духовный. Внешний есть видимый, плотский, внутренний же – невидимый, духовный. Апостол говорит: «Кто весть от человек, яже суть в человеке, точию дух человека, живущий в нем?»( 1 Кор.2,11). Один только Бог, испытующий сердца и утробы ведает все тайны внутреннего человека.
Молитва также бывает двоякая – внешняя и внутренняя, явно творимая и тайная, должная и произвольная. Первая –внешняя, явная, должная –произносится стоя, в храме, или дома, вслух устами и голосом, читается или поется, в определенное время домашнего правила или церковной службы. Вторая — внутренняя, тайная, произвольная – бывает и безвременно, когда кто захочет, без всякого зова, только по движению самого духа, произносится только умом, не только стоя или ходя, но и на одре почивая, словом, всегда, когда бы ни случилось возвести ум свой к Богу.
Глава II
О молитве, согревающей человека и соединяющей его с Богом в любви.
Прежде всего, да будет известно, что христианину подобает всячески и всегда заботиться о том, чтобы соединиться с Богом. Для того чтобы возмог человек возбудить в сердце своем такую божественную любовь, чтобы соединиться с Ним в неразлучном союзе любви, необходимо часто молиться, возводя ум свой к Богу. Ибо как часто подкладываемые в огонь дрова увеличивают пламень, так и молитва, творимая часто и с углублением ума в Боге, возбуждает в сердце божественную любовь, которая , воспламенившись, согреет всего внутреннего человека, просветит и научит его, явит ему все безвестное и тайное своей премудрости и соделает его как бы пламенно-огненным серафимом, всегда предстоящим Богу духом своим, взирающим на Него умом и почерпающим в этом духовную сладость.
Глава III
Молитва, произносимая устами, умом же не внимаемая, есть ничто.
Апостол Павел, обращаясь к Коринфянам, говорит: «Дух мой молится, а ум без плода есть» ( 1 Кор.14,14), как бы говорит им: какая вам польза, коринфяне, если вы молитесь только голосом вашего дыхания, а ум ваш не внемлет молитве, но мечтает о чем-то ином? Какая польза говорить языком много, а умом не внимать тому, что говорится, если бы даже и тьмы слов произнес ты, о человек! Такая молитва не принесет тебе никакой пользы, не будет услышана Богом и останется бесплодной. Хорошо рассуждал и св.Киприан, говоря : «Как ты хочешь быть услышанным Богом, когда и сам себя не слышишь? Хочешь, чтобы Бог помнил о тебе, когда ты молишься, а сам о себе не помнишь?» Апостол дает коринфянам, а вместе и всем нам себя в пример, говоря: «Помолюсь духом, помолюсь же и умом, воспою духом, воспою же и умом» (1Кор. 14,15)
Глава IV
Краткая, но часто творимая молитва, более полезна, чем продолжительная.
От искусных в богомыслии я (адм.- игумен Харитон) узнал относительно творимой от сердца молитвы, что теплее и полезнее бывает та, которая кратко , но часто делается, чем продолжительная. Впрочем, и продолжительная молитва бывает очень полезна, но только для совершенных.
Для несовершенных продолжительная молитва, уже не молитва, но одно смущение ума. Вследствие уклонения мыслей туда и сюда, что бывает как в церковных соборных пениях, так и в читаемых долго келейных правилах. Краткая же, но частая молитва более устойчива, ибо ум, углубившийся в Бога на короткое время, может совершать ее с большей теплотой. Посему и Господь говорит: «Молящеся не лишше глаголите» (Матф.6,7). И Иоанн Лествичник поучает: «Не пытайтесь многословить, чтобы не рассеялся ум в поисках за словами. Одно только слово мытаря умилостивило Бога и одно же верующее слово спасло разбойника. Крайнее многословие в молитве рассеивает ум в мечтаниях, тогда как единословие помогает собрать ум». Хорошо сказал апостол : «Хощу пять словес умом моим глаголати, нежели тьмы словес языком» ( 1 Кор.14,19).
Итак, начни теперь, о душа, понемногу браться за намеченное тебе обучение, начни во имя Господа.
Прежде всего, изъясни себе кратким толкованием, что такое молитва? Молитва есть обращение ума и мыслей к Богу; молиться значит предстоять умом своим Богу, неуклонно мыслью зреть на Него и беседовать с Ним в благоговейном страхе и уповании.
Итак, собери все мысли твои и, отложив все внешние житейские попечения, устреми ум твой к Богу и на Него.
МОЛИТВА
Есть степени молитвы.
Первая степень – молитва телесная, более в чтении, стоянии, поклонах. Внимание отбегает, сердце не чувствует, охоты нет: тут — терпение, труд, пот. Не смотря однакоже на то, положи пределы и делай молитву. Это – делательная молитва.
Вторая степень –молитва внимательная: ум привыкает собираться в час молитвы и всю ее проговаривает с сознанием, без расхищения. Внимание срастворяется со словом писанным и говорит как свое.
Третья степень — молитва чувств: от внимания согревается сердце, и что там в мысли, то здесь становится чувством. Там слово сокрушительное, а здесь сокрушение; там – прошение, а здесь чувство нужды и потребность. Кто перешел к чувству, тот без слова молится, ибо Бог есть Бог сердца. Потому это и есть предел молитвенного воспитания – став на молитву, переходит от чувства к чувству. При сем читание может прекращаться, равно как и мышление, а пусть будет только пребывание в чувстве, с известными молитвенными знаками…Когда молитвенное чувство взойдет до непрерывности, тогда начинается молитва духовная, которая есть дар Духа Божия, молящегося за нас, — последняя степень молитвы постигаемой.
Но есть, говорят, еще и не постигаемая умом молитва, или заходящая за пределы сознания, ( так у святого Исаака Сирианина).
Легчайшее средство восхождения к непрерывности в молитве есть навыкновение молитве Иисусовой и вкоренение ея в себе. Опытнейшие мужи в духовной жизни, Богом вразумленные, нашли это одно простое и вместе вседейственное средство к утверждению духа во всех духовных деланиях, равно как и во всей духовной подвижнической жизни, и в наставлениях своих оставили подробные о ней правила.
Григорий Синаит говорит: «Бог стяжаваем или деланием и трудом, или художным призыванием имени Иисусова», и потом прилагает, что первый путь длительнее последнего, — последний скорее и действеннее.
Делание это названо «художеством». И оно очень просто. Стоя сознанием и вниманием в сердце, произноси непрестанно: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя», без всякого образа и лика, по вере, что Господь зрит тебя и внимает тебе.
Непременно должно держать сознание у сердца и во время делания стеснять мало дыхание, в изъявление напряжения, с коим творится. Но условие высшее – вера, что Бог близ и слышит нас.
Сначала молитва эта долго есть только делательная, как и всякое делание, потом переходит в умность и, наконец, внедряется в сердце.
Бывают уклонения от правого пути этой молитвы. Потому надо поучиться ей у того, кто знает ее. Заблуждения больше от того, кто где вниманием – в голове или в груди.
Кто в сердце, тот безопасен. Еще безопаснее, кто болезненно припадает к Богу на всяк час в сокрушении, с молитвой об избавлении от прелестей.
— У кого нет умной внутренней молитвы, у того и никакой нет; ибо только умная молитва и есть настоящая молитва, Богу угодная и приятная. Она должна составлять душу домашнего и церковного молитвословия: так что коль скоро ея нет при сем, то молитвословия те имеют только вид молитвы, а не суть молитва.
— Без умной молитвы никому нельзя обойтись. Вознестись же к Богу мы иначе не можем, как умным действием: ибо Бог умствен. Есть, правда, умная молитва при словесной или внешней, — домашней ли или церковной, — и есть умная молитва сама по себе, без всякой внешней формы или положения телесного; но существо дела там и здесь одно и тоже. В том и другом виде она обязательна и для мирских людей.
— Как дойти до того? Обсуди, обчувствуй, даже заучи на память молитвы, какие имеешь читать в твоем молитвословии. Тогда, становясь на молитву, будешь не чужое что произносить, а то, что и в твоем лежит сердце, как прочувствованное.
— Святые отцы, говоря о молитвенном к Богу обращении, полагают, что оно наилучшим образом совершается, когда совершается умом, в сердце утвержденным.
— Второй вид молитвы есть молитва умно-сердечная. И первая должна быть такою же. Но та зарождается под действием словесной – готовой молитвы, а эта прямо в сердце зарождается, и оттуда к Богу восходит. Таковою была молитва Моисея пред Чермным морем.
— Чувство к Богу и без слов есть молитва. Слово поддерживает и иной раз углубляет чувство.
— Каково наше отношение к Богу, такова и молитва; и какова молитва, таково и отношение наше к Богу.
Что есть молитва? И как к сему относится молитва Иисусова?
— Навык молитвенный не вдруг образуется, а требует долгого труда и претруждения себя.
— Когда молимся, надо умом стать пред Богом и о Нем Едином помышлять. Между тем, в голове непрестанно толкутся разные мысли и отвлекают ум от Бога. Для того, чтобы научить ум стоять на одном, святые Отцы употребляли молитовки и навыкли произносить их непрестанно… Это непрестанное повторение молитовки держало и ум в помышлении о Боге, и разгоняло все сторонние мысли. Эти коротенькие молитовки были разные… У нас особенно установилась и вошла в общий обычай молитва Иисусова: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго!»
— Навыкнувший сей молитве и действующий ею, как следут, действительно, бывает в памяти о Боге непрестанно.
— Для того, чтобы ум держался на едином при употреблении краткой молитвы, надобно свесть его вниманием в сердце; ибо, оставаясь в голове, где происходит толкотня мыслей, он не успеет сосредоточиться на одном… Когда внимание сойдет в сердце, то привлечет туда в одну точку все силы души и тела… Это сосредоточение всей человеческой жизни в одно место тотчас отзывается там особым ощущением; сие ощущение и есть начало будущей теплоты… Ощущение сие сначала легкое, все усиливается, крепнет, углубляется, и из холодного, каково оно вначале, переходит в теплое чувство и держит на себе внимание. И происходит, таким образом, что сначала внимание держится в сердце напряжением воли, силою своею порождает теплоту в сердце. Теплота же сия затем держит внимание без особого его напряжения.
— И это есть предел , до которого может доходить молитва, самим человеком творимая! Далее, в сем состоянии, дается молитва находящая, а не самим человеком творимая. Находит дух молитвенный и увлекает внутрь сердца, — все одно, как бы кто взял другого за руку и силою увлек его из одной комнаты в другую. Душа тут связана стороннею силою, и держится охотно внутри, пока над нею есть нашедший дух. Знаю две степени сего нахождения. В первой – душа все видит, сознает себя и свое внешнее положение, — и рассуждать может и править собою, может даже разорить сие состояние свое, если захочет. У святых отцов, и особенно у св. Исаака Сирианина, указывается и другая степень даемой или находящей молитвы. Выше показанной стоит у него молитва, которую он назвал восхищением. И тут тоже находит дух молитвенный, но увлекаемая им душа заходит в такие созерцания, что забывает свое внешнее положение, не рассуждает, а только созерцает, и невластна править собою, или разорить свое состояние. Помните, в отечниках пишется, что кто-то стал на молитву пред своею вечернею трапезою, а опомнился уже утром. Вот это и есть молитва в восхищении или созерцательная.
— Подивитесь, какая великая милость Божия к нам грешным. Мало кто потрудился, и чего сподобляется? Всяко трудящимся можно смело говорить: трудитесь, есть из за чего!
— Помощь Божия всегда готова и всегда близ, но она уделяется только ищущим и трудящимся и притом тогда, когда ищущие переиспытывают все свои средства… и полным сердцем начнут взывать: Господи помоги! А пока остается хоть малое чаяние чего либо от своих способов, Господь не вмешивается сюда, как бы говоря: чаешь сам достигнуть! Ну жди… Но сколько ни будешь ждать, ничего не будет. Даруй вам Господи дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно!»
На этом прервем поучения святых отцов о сущности внутренней молитвы и способе ее укоренении в сердце. Как выразился один из современных нам христиан – эта книга не просто духовные наставления, это конкретная инструкция, и она работает!
Дальнейшее выкладывание на наш сайт выдержек из указанной книги с поучениями и предостережениями отцов о неизбежных духовных ошибках будет иметь смысл лишь в том случае, если кто дочитает эту страницу до конца, и возгорится желанием постичь духовную сладость внутренней молитвы. Таковым предлагается обратиться к администратору сайта. Если обращений не будет, значит, страница выставлена напрасно и будет в определенное время удалена.